Слово Культура вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со второй половины 18 века. Но и в древних цивилизациях это понятие было. Так эллины словом «пайденс» (т.е. воспитанность) отличали себя от «некультурных» варваров. Тогда понятие культура еще вбирало в себя всю материальную и нематериальную продукцию жизнедеятельности народа.
В позднейшую римскую эпоху возникло, и в средние века получило распространение, слово цивилизация. А слово культура стало ассоциироваться с личными качествами человека. Причем с усовершенствованием человека, с понятием идеального человека – гуманиста, просветителя, затем и интеллигента. Производство, экономику и все материальное стали понимать как второстепенный элемент культуры.
В эпоху Просвещения началась и критика культуры. Руссо ругал культуру за испорченность нравов и противопоставлял ее природной простате, этике, духовности. Со временем критику сменил культурный нигилизм, популярный в кругах радикально настроенной интеллигенции и молодежи.
В Советском Союзе о культурном нигилизме только читали, но после реставрации капитализма он появился и в России. Тяга к духовному приводит многих россиян не в лоно официальной церкви, а в одну из сект. Появляются приезжие и доморощенные пророки и отрывают своих адептов от национальной культурной среды, иногда уводят в лес, к жизни примитивной.
Если Культура нации упрощается и этот процесс идет достаточно долго, то нация погибает. Более того, при сегодняшнем мощном развитии техники даже культурный застой приводит в дисгармонии и разрушает структуру цивилизации!
Все, что в древние эпохи составляло части человеческой культуры, теперь разделено на самостоятельные компоненты: экономику, производство, искусство, образование, политику, мораль и пр. И компоненты эти развиваются не равномерно, а связь между ними слаба и часто прерывается. И Культура уже редко рассматривается своими исследователями как соединяющий компонент. Сейчас культуру разделяют на культуру материальную и духовную, и они все более противопоставляются.
Противопоставляются и культуры Запада и Востока. Некоторые культурологи указывается их несхожесть, и поэтому отрицаются общие закономерности общественного развития, говорят о невозможности единой общечеловеческой мировой Культуры.
Западная цивилизация сильна своей материальной культурой. И эту бытовую и производственную культуру охотно заимствуют народы Востока, Африки, Южной Америки… Вместе с пользой от такого культурного обмена народы получают вред от засилья чуждой им идеологии и растлевающего влияния примитивной массовой культуры Запада.
Общемировая Культура в Природе существует. Она реальна, поскольку и все человечество является единым живым организмом. Все народы связаны незримым пока для нас физическим полем, и непосредственно, даже на биологическом уровне, воздействуют друг на друга.
У каждого народа свое предназначение в мире, своя особая функция, которую только он и может выполнить. И от того - возродится ли культура в новой российской державе, зависит - быть или не быть завтра Западу! Политическое, экономическое, моральное и, в целом, общекультурное возрождение России, должно произойти! И оно кардинально изменить всю общечеловеческую цивилизацию и спасет ее!