Нравственный прогресс.
    Мораль – продукт коллективного творения многих людей, их представление о добре и зле, о вредном и полезном.
    Нравственность – творение индивидуальное. Каждый человек самостоятельно выстраивает систему внутренних ценностей, сам для себя определяет,  «что такое хорошо и что такое плохо». И на сколько оно «хорошо и плохо». 
    Изучением общественной Морали, а также  изучением   нравственности  усложняющейся Личности, занимается наука Этика.
 
   Карл Маркс доказал классовую сущность морали и теперь только необразованные люди могут этот факт не признавать. Не только классы, но и национальности, религиозные  и профессиональные группы, политические партии и общественные организации – то есть любая группа людей в чем-то отличная от других – создает свою моральную систему, хотя бы по некоторым деталям, особенную. И еще во всех групповых система морали можно найти много одинаковых оценок – и это называется «Общечеловеческой моралью».
    Общественную мораль можно сравнить с многогранным кристаллом, где каждая грань -это сложившиеся отношения с чем-то. И не всегда это отношение правильное. То есть, общественная мораль, и индивидуальная человеческая нравственность не всегда бывают «хорошими». В самой оценке «хорошего» и «плохого» есть субъективность. И то, что еще недавно массовое сознание признавало «хорошим», сегодня уже большинством признается «плохим», или наоборот.
    Мораль - это шкала, где по краям расположены: на одном конце - Абсолютное Зло (Дьявол), а на другом конце – Абсолютное Добро (Бог). А наша сегодняшняя мораль где-то посередине. Мы не в силах жить безгрешно, не причиняя зла Жизни, и поэтому многое разрушительное и вредное для других признаем для себя «хорошим».
 
  Но зато то, что оценивается как «аморальность» и «безнравственность» - еще хуже нашей относительной «правильности». Когда-то и каннибализм, рабство, насилие, разврат – были нормой жизни. Сегодня  общественная мораль их перевела в разряд «зла».
 
  Нравственность каждого человека состоит из осколков разных групповых моралей, иногда по-разному оценивающих какие-то действия, но индивидуум из этих осколочков  лепит что-то цельное. У каждой грани человеческой нравственности – то есть по каждому пункту, где человек определяет для себе  «плохое и хорошее» , «допустимое или запретное» -  есть свое место на шкале моральных ценностей. Есть десятки пунктов, по каждому из которых человек оценивается, насколько он близок «к Богу». После сложения выставляется общая нравственная оценка личности. Общественная оценка личности может не совпадать с космической оценкой (можно назвать ее судом Божьим). Но космическая оценка для человека наиболее важна, так как она определяет карму, и последующее воплощение, и прочее, крайне важное для бессмертного Духа человека.
 
    Слабость марксизма была в отрицании этой бессмертной составляющей каждого человека, в отрицании Миров духовных. У философии атеизма «низкий потолок» и нет «Неба». То есть информация о мире не полная, а значит и ошибочная. Смысл каждого человеческого воплощения совсем не в том, чтобы прожить земную жизнь в сплошном удовольствии, не зная трудностей (как люди любят желать друг другу). У нашего Духа уже проложен путь через века, к какой-то далекой цели. И для каждого воплощения у человеческого Духа-Души своя миссия.
   Путь большинства людей лежит «к Богу», а значит и общественная мораль и индивидуальная нравственность людей должны прогрессировать – то есть усложняться и улучшаться.
 
   Пренебрегать нравственным прогрессом народа ради факторов материальных – преступно! Научно-технический  прогресс  при культурном и моральном регрессе очень скоро приводят всю цивилизацию к гибели. Даже простое отставание морального прогресса от технического уже приводят к серьезным искажениям цивилизации.
  Вот почему народу нельзя застревать в последней - демократической фазе капитализма.
  Социальный прогресс дальше идет через  более совершенную социалистическую демократию - Народный социализм.
 
   Капитализм строится на несправедливом распределении благ, на эксплуатации одних людей другими, главные ценности капитализма – власть и деньги. Идеалы и принципы Народного социализма значительно лучше! И только переход к этой новой форме политических и экономических отношений могут обеспечить прогресс Общечеловеческой морали и Индивидуальной  нравственности.
                                         --------------------------------------
  
Культурный человек, прежде всего, не загрязняет ноосферу грязными словами и мыслями, а землю мусором.
  Культурный человек, не агрессивен, он смягчает нравы окружающих, очищает их, немного поднимает.
Человек культурный - главный творец и ценитель   искусства. Он много читает, многое знает, многим интересуется и, в результате, создает богатый внутренний Мир. 
 
Понятие Интеллигентности включает в себя "Человека культурного", но оно больше.
В России, с самого начала, когда это понятие только возникало, под интеллигентностью понималось и наличие гражданственности. Образованные интеллигенты, поднявшиеся над "темным" народом, стремились к нему вернуться, делясь полученной культурой, или просто внутренне сострадая, сочувствуя, вбирая лучшие качества народа.
 
  Интеллигентами были А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, да и очень, очень многие дворяне.
  К началу 20 века в России сложились две мощные группы интеллигенции: буржуазная интеллигенция, обслуживающая обеспеченные классы; и демократическая интеллигенция, связанная с народными массами.
  Тогда в среде интеллигенции распространено было некоторое умиление перед "темным народом","нашим святым народом", осознание свое классовой вины перед ним, желание жертвенного служения ему. Такие настроения способствовали приходу революций.
  Революции сильно проредили ряды русской интеллигенции. В бесклассовом обществе все слои перемешались, культурный уровень "народных масс" возрос, а культурность образованного слоя снизилась.
  Появившаяся в СССР новая "советская интеллигенция" не знала иностранных языков, не ездила по заграницам, росла в условиях закрытого тоталитарного государства, в нищете. Но зато "близость с народом" была максимальной.
  И то, что люди культурные научились жить без эксплуатации чужого труда, без того, чтобы быт их кто-то обеспечивал, беря на себя грязную работу и тем самым освобождая время для культурных занятий, - в этом ценный опыт советского времени. (Ведь жизнь профессора, из булгаковского "Собачьего сердца", была в плане этическом - порочная.)
 
   Конец 20-го века  нанес новый удар по советской интеллигенции. При развале государства, одни уехали, другие умерли, третьи изменились. Ослабла тяга к искусству, жадно поглощалась хлынувшая новая информация по советской истории, по всему  раннее закрытому. Многие растерялись, стали жестче, прагматичнее.
 
  А, главное, дети интеллигентов уже не становились интеллигентами!
Образование они получали. С культурой было хуже, поскольку вдумчивое чтение заменили компьютерные игры и западные фильмы. Но капитализм разрушил общность народа; пропал патриотизм и  чувство ответственности за свою страну...
  О сокращении интеллигентности в России много говорили в конце века. Уже не говорят. Но слово "интеллигент" выходит из употребления, и это многое показывает...
 
  Вернемся к тому с чего начинали - к необходимости пассионарного толчка. Без  резкого подъема гражданственности Россия не поднимется! И новый подъем культурного уровня населения и возрождение интеллигенции прийдут вместе с сменой установок народной морали. Потом народ построит и правильно устроенное государство, с лучшей идеологией.